Неестественный отбор

0
1831

Последняя неделя июля уже на протяжении нескольких лет (с тех пор, как экс-школьники могут себе позволить не тратить силы на сдачу вступительных испытаний в ВУЗы) превращается в соревнование нервов. Причем, не только самих абитуриентов, но и их родителей, которые судорожно глотают валокордин, обрывают телефоны приемных комиссий и лихорадочно просматривают ранжированные списки поступающих с одной-единственной целью – найти оптимальный вариант для родимого чада.

Вот конец июля традиционно и становится той точкой, когда дальше откладывать некуда – надо решать! Как говорилось в одной популярной телевикторине, где только и можно заработать деньги собственным умом, – «ставки сделаны, ставок больше нет». То же самое и с подачей документов. Кто хотел – уже подал, кто не хотел – ринулся по радушно расстеленной красной ковровой дорожке в ближайшие ПТУ. Тем же, кто хотел большего, осталось только выбрать место окончательного поступления. Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается… Тут и начинается самая настоящая нервотрепка.

Как обычно, соли в эту абитуриентскую похлебку подсыпает Министерство образования, которое то ненароком объявит о запрете набора еще в несколько десятков высших учебных заведений, а то слегка правила зачисления изменит… Причем, если с первым обстоятельством спорить не будешь – сами виноваты: то баллы проходные незаконно снизили, то просто аккредитацию не смогли пройти, то изменение правил зачисления – вещь крайне любопытная. С этого года в «первую волну» зачисляется восемьдесят процентов всех обладателей бюджетных мест, следовательно, те навыки, приобретенные абитуриентами прошлых лет и сводящиеся к необходимости хранения своих аттестатов в «сухом прохладном месте» вплоть до последнего момента, более не применимы. Теперь можно и очередь свою пропустить, а вперед пройдут и бюджетные места займут те, кто баллов имеет поменьше, зато вовремя сориентировался в меняющейся образовательной реальности.

В чью пользу такое нововведение? Однозначно, в пользу ВУЗов, которые теперь могут не волноваться относительно выполнения государственного задания по наполнению контрольных цифр приема. А вот абитуриентам теперь придется еще поволноваться по поводу того, насколько заработанные ими баллы позволят поступить. По крайней мере, туда, куда они планировали.
Другое дело в том, куда же рвется весь этот поток абитуриентов, который не истощается, а, наоборот, приобретает в этом году новую силу? А здесь все до боли предсказуемо. В который раз пополняется кубышка юристов и экономистов (причем конкурс достигает десятков человек на одно место), хотя инерционность мышления играет здесь свою злую шутку. Пусть пока юристы и экономисты не выпали из списка наиболее востребованных профессий, но, как показывает практика, реально трудоустраивается лишь незначительная часть тех, кто потратил четыре года (а то и все шесть лет) своей жизни на разбор кодексов (поправки к которым за это же время аннигилировали ценность их изучения), либо на изучение экономических закономерностей (которые все равно работают лишь в безвоздушном пространстве теории).

Первые места во всех рейтингах занимают уже совсем другие профессии. Как выясняется, в стране не хватает инженеров и IT-специалистов, профессионалов в сфере биологии и химии. Ну и конечно, специалистов в нефтегазовой сфере (куда же без них!). В общем, прикладников, от которых можно получить конкретный продукт. В каком-то смысле, маятник выбора профессий, традиционно колеблющийся между «физиками» и «лириками», сделал очередное движение в пользу естественников. Снова актуален провозглашенный Платоном лозунг, вывешенный им над дверями в Академию – «не знающий математики, да не войдет сюда».

Впрочем, если верить глазам своим, а точнее – конкурсу на различные специальности (о чем услужливо сообщают сайты ВУЗов), то данный тренд еще не полностью овладел умами желающих получить высшее образование. Абитуриенты по-прежнему выстаивают очереди для подачи документов на гуманитарные специальности и не очень стремятся демонстрировать свои знания по физике, химии, биологии и другим прикладным дисциплинам. Хотя, конечно, действенные меры, предпринимаемые Минобром, дают свой результат – уменьшение числа ВУЗов и сокращение мест приема вкупе с постепенным преодолением «демографической ямы» творят чудеса. Конкурс есть на все специальности, а из этого нужно сделать еще один важный вывод, на этот раз уже без тени иронии – с повышением конкурса улучшается контингент обучающихся. Одно дело, когда приемные комиссии вынуждены брать практически каждого пришедшего, и совсем другое, если проходной балл даже не самых котирующихся специальностей начинает переваливать за 200 (что дает в среднем 65-70 баллов на каждый ЕГЭ).

В таких условиях важнее становится мотивация самого абитуриента. Потому что проще сдать экзамен и выбрать для поступления ту специальность, которая близка тебе самому, а не ту, на которую «стоит» поступить. И вопрос не только в востребованности или предполагаемой зарплате.
Глупо, конечно, думать, что к моменту окончания обучения экономический кризис еще будет властвовать над просторами родной отчизны. Но еще глупее игнорировать отчетливо проявившуюся в последние годы тенденцию к насыщению рынка дипломированными специалистами, суть умений которых заключается в наличии «корочки» о высшем образовании. Иначе говоря, важна уже не сама специальность, а наличие этих пресловутых «компетенций», о которых твердят нормативные акты Министерства образования. Важно не то, чему тебя учили, а важно то, чему ты научился.

В этом смысле понятие «престижной профессии» уже кануло в Лету, оставив на память о себе шлейф пресловутых штампов в сознании родителей и «розовые очки», украшающие переносицу их неразумных отпрысков. Осталось их только преодолеть, и тогда, по законам Дарвина, заработает механизм естественного отбора. Выживут сильнейшие. А их сила станет залогом и процветания государства.