Оптический обман. Негатив и позитив саратовского туризма

0
2514

Туристическая отрасль Саратовской области опять нарвалась на критику. И не сказать, что для этого пришлось прилагать большие усилия, ибо хрестоматийная фраза «а воз и ныне там» в точности описывает не только состояние путей сообщения, но и положение туристической индустрии в одном, отдельном взятом регионе.

Парадоксально другое – что очередная критика, пусть отчасти и справедливая, прозвучала со стороны представителя вузовского сообщества, еще и историка по образованию, что автоматически подразумевает более научный взгляд на такие вещи. Конечно, преподаватель «эконома» Валентина Бессонова, давшая резкий комментарий одному из саратовских сайтов, небезосновательно может считать, что инфраструктура области до сих пор находится в зачаточном состоянии, но не все так просто.

Во-первых, и Саратов не сводится к пресловутым калачам и гармошкам (просто в силу того, что обнаружить ни тех, ни других не удается даже завсегдатаям сувенирных лавок и булочных). Во-вторых, как говорят классики исторической науки, нельзя не учитывать принцип историзма. Проще говоря, подоплеку и динамику появления подобной ситуации.

Ну, давайте, сначала с первым фактором разберемся. Ставший символом и воплощением российской «глубинки», Саратов далеко не всегда был таким. Можно даже сказать, что в таком образе гораздо больше кокетства, нежели реального содержания. В конце концов, еще в дореволюционные годы именно здесь построили университет, возвели консерваторию (третью в стране, между прочим!), да и Радищевский музей не зря до сих пор считается лучшим из нестоличных собраний изобразительного искусства.

Так что показать было (и есть!) что, все дело лишь за рекламой и умелым менеджментом. Кстати, где у нас тут специалисты в этой сфере? Экономисты туристического профиля, которых, по идее, должны выпускать саратовские вузы? Неужели их забыли научить тому, как правильно «подать» свой родной город? Досадное упущение… Не зря ведь Буратино в классическом советском фильме настойчиво рекомендовал «поучать своих паучат». Глядишь, и толку больше будет.

Можно конечно сослаться на историческую судьбу (а вот это уже второй фактор) – дескать, Саратов слишком долго был «закрытым» городом, вот и не повезло ему с туристической «раскруткой». Но аргумент-то не из сильных. С тех пор, как была такая страница в биографии столицы губернии, уже не одного градоначальника смыло волной российских перемен, а перспективы по-прежнему туманны. Вроде, гордимся мощным экономическим образованием, а как доходит до дела – так сразу все специалисты почему-то превращаются в критиков. Словно по мановению испорченной волшебной палочки… Все-таки, наверное, либо не так учат местных специалистов по туризму, либо – не тому. Как говорится, нечего на витрину пенять, если еще продавцов нормальных за прилавок не поставили!

А самое любопытное в критике саратовского туризма – это взгляд «извне». Не зря ведь автор критики имеет богатый послужной список работы в туристических фирмах. А когда всю жизнь привыкаешь преувеличенно хвалить другие города и страны (иначе – профессиональная некомпетентность), то отказаться бывает – ой, как тяжело. Анти-реклама – это ведь тоже реклама. Точнее говоря, чем сильнее разругаешь то, что есть в одном месте, тем с большей охотой люди поедут в другое. Простой маркетинг. Ничего личного.

А что касается критического отношения – в этом наши соотечественники достигли высот профессионализма. Вот только есть одна проблема – от того, что грязную посуду называть грязной, чище она не станет. Да еще и такое впечатление создастся, будто чистой посуды и в природе нет. Такое вот свойство коллективного сознания. А вот что потом с этим свойством (и посудой!) делать – вот это наука еще не придумала. Как говорится, «наука пока не в курсе дел»…

Так что критику услышали. Осталось теперь дело за советами и рекомендациями. Впрочем, на этот товар в России всегда дефицит. Саратовские экономисты могут подтвердить.