Мне бы в небо, мне бы в небо —
Здесь я был, а там я не был.
С. Шнуров
В России вообще и в Саратовской области в частности принято ругать дороги. Это и понятно – трудно назвать дорогой то, что по сути является ее отсутствием. То асфальт положат неправильно, то положат правильно, но почему-то поверх свежевыпавшего снега, который, согласно законам физики и вопреки всем представлениям дорожных строителей, имеет свойство таять, размывая как дорожное полотно, так и надежды водителей благополучно сохранить свое транспортное средство в боеспособном состоянии. С другой стороны, нельзя не отметить, что навыки вождения на усеянной ямами и рытвинами дороге водители получают первоклассные, пусть даже не по своей вине и тем более – не по своему желанию.
Интересно, что жители соседних областей – Пензенской и Волгоградской – тоже свои транспортные пути недолюбливают, но только пока не познакомятся, в силу какого-нибудь несчастливого стечения обстоятельств, с аналогичными саратовскими путями, после чего самооценка жителей этих регионов заметно повышается. Жителям Саратова остается только завидовать. Хотелось бы белой завистью, но получается только в серо-черную крапинку от глубоких, как Марианская впадина, и как будто никуда не девавшихся с прошлого года дорожных луж.
Но если с наземными дорогами ситуация вполне ясна, то вот проблема с дорогами воздушными выглядит неразрешимой загадкой. Асфальт для них вроде не нужен, бордюры и прочие приспособления пристраивать не надо, но легче от этого не становится.
Как уверяют оптимистичные бортпроводники, когда их осторожно спрашивают о безопасности полетов: «Не волнуйтесь, в небе не останемся!» С этим, конечно же, не поспоришь, но хотелось бы еще, чтобы посадка была максимально комфортной и не сопровождалась невыпушенными шасси, неработающими двигателями и прочими «прелестными» мелочами, ассоциирующимися с родной авиакомпанией. А вылезают эти мелочи на поверхность при первом удобном случае, которые и происходят с незавидной регулярностью. Даже с начала 2015 года уже несколько самолетов «Саратовских авиалиний» испытывали подобные проблемы, а их пассажиры испытывали не очень приятные минуты пребывания на борту этих самолетов.
По крайней мере, прибывающие в Саратов пассажиры компании «Саратовские авиалинии» с заметным вздохом облегчения приветствуют твердую почву под ногами. Хотя необъяснимыми свойствами в нашем регионе, очевидно, обладает все асфальтовое покрытие, поскольку, если судить по объяснениям представителей «Саравиа», оно то благополучно появляется, обеспечивая возможность и даже необходимость взлета самолетов этой компании, то не менее благополучно исчезает, препятствуя осуществлению подобной операции самолетами других компаний. В общем, дома не только стены помогают, но и пол, если надо, из-под ног уходит.
Еще одна проблема – пунктуальность, точнее, ее отсутствие. Сверять часы по времени прилета самолетов категорически не рекомендуется, если вы, конечно, не хотите существовать в параллельной реальности по отношению к вашим друзьям и деловым партнерам. Если посчитать, то получается, что почти каждый десятый рейс, выполняемый «Саравиа» не завершается вовремя… Откуда в воздушном пространстве на высоте нескольких тысяч метров берутся транспортные «пробки» – остается только гадать.
Не удивительно поэтому, что манеры авиаперевозчиков легко усваивают и даже начинают воспроизводить их клиенты. Недаром именно с Саратова началась печальная история «авиадебошира», которая в итоге и привела к ужесточению мер по отношению к не совсем адекватным гражданам, пытающимся преодолеть расстояние из точки «А» и точку «Б» по кратчайшему маршруту, которым, как известно, является прямая. Органам правопорядка в очередной раз остается наказывать за неправильное усвоение тех норм, которые в нежном возрасте должны быть восприняты от родителей, учителей и, как получается, от авиаперевозчиков. Впрочем, борьба со следствиями еще означает избавление от причины.
А источник проблем достаточно очевиден и кроется в основных принципах рыночной экономики. В конце концов, правило, что «конкуренция – двигатель прогресса, еще никто не отменял. Зачем что-то менять, когда итак все хорошо? Зачем составлять гибкую систему скидок и льгот, если «все равно полетят»? Зачем развивать сеть авиарейсов по ближайшим и не очень ближайшим «городам и весям», если при существующих ценах на билеты сделать рентабельным хоть один рейс будет крайне непросто? Впрочем, все это частности.
Поэтому так и хочется ответить на фундаментальный вопрос Катерины, героини пьесы Островского: «Почему люди не летают, как птицы?» – «Потому что естественным монополистом в Саратове является «Саравиа»!» Другое дело – что ситуация буквально в последние месяцы начинает меняться, что, конечно, еще не гарантирует заметного улучшения, но, по крайней мере, предполагает определенную «движуху», что уже неплохо. Федеральное агентство воздушного транспорта, известное широкой общественности под названием «Росавиация», после очередных поломок, едва не завершившихся трагически, все-таки обратило внимание на Саратовскую губернию и ее воздушные проблемы. Очередная иллюстрация известной поговорки «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится» заставила «Саравиа», скребя зубами и скрежеща ржавыми крыльями, пойти на определенные уступки. Отдельные рейсы – пусть даже и недалекие – начинают выполнять другие компании, так что неповоротливому хозяину местного авиабизнеса приходится постепенно выбираться из своей берлоги. Сам не сможет – так другие заставят!
Так что в условиях намечающейся конкуренции «Саравиа» придется сильно постараться, чтобы исправить заметно подмоченную репутацию. Иначе, как говорится, мы вас больше не задерживаем!