Фильмы, снятые по комиксам, становится причиной раскола общества на тех, кто «подсел» на периодически появляющиеся продолжения с уже знакомыми героями (часто меняющими свое обличие в соответствии со сходящими с дистанции актерами), и тех, кто делает презрительное «фи» по поводу низкопробного жанра. Хотя в эпоху постмодерна массовость того или иного жанра уже никого не смущает (привет Квентину Тарантино!), но вопрос стоит рассмотреть немного в другой плоскости, а именно – в социальной. Конечно, социологическое исследование зрительской аудитории вряд ли исчерпывает социальную роль фильма, поэтому к примитивному подсчету домохозяек, студентов и иных категорий населения сводить социальный аспект кинематографа не стоит.
Дело, скорее, в другом. В том, что сценаристы голливудских блокбастеров (далеко не самый глупый, кстати, народ) вынуждены соотносить свои фантазии с определенными ожиданиями относительно рейтингов будущих фильмов и их кассовости. А здесь вступает в действие целая куча факторов, вплоть до пресловутой политкорректности, а также актуальности того или иного произведения кинематографического искусства в контексте социальных тенденций. Это в России многие вещи на экране смотрятся смешно и надуманно, а вот американскому или европейскому зрителю они, что называется, «ложатся на душу». И вопрос вовсе не в объективности отображении, а в соответствии тем трудно фиксируемым установкам, которые обычно в науке и называются «менталитетом». Вот поэтому и стоит иногда смотреть такие фильмы. Просто, чтобы быть в курсе – что волнует или раздражает среднестатистического представителя стран «золотого миллиарда». Точнее говоря, какие именно установки внушаются этими представителям посредством кино, причем так незаметно, чтобы обыватели ничего лишнего не заподозрили.
Что характерно, брать для анализа стоит не те фильмы, которые принадлежат наиболее знаменитым режиссерам (про арт-хаус и вообще лучше молчать), а неприметным «середнячкам», которых обычно и нанимают голливудские боссы. Самый удобный вариант – и в запланированный бюджет впишется, и отсебятины какой-нибудь заумной не напридумывает. В этом смысле конкурирующие друг с другом фильмы Marvel и DC Comics – оптимальный вариант для исследования. Рассчитаны на максимальную аудиторию, следовательно, пытаются работать на максимально широких стереотипах и обобщениях. Прошли в российском прокате, следовательно, примеры из них достаточно наглядны и понятны для читателя. Всю историю формирования альтернативных кинематографических «Вселенных», конечно, брать не будем, ибо дело это долгое, неблагодарное, да и еще отбивающее хлеб с маслом у профессиональных киноведов. Поэтому остановимся хотя бы на новинках этого сезона – «Первый мститель: Противостояние» и «Отряд самоубийц». Сразу хочется отметить, что никакие эстетические или культурно-исторические достоинства двух этих произведений сравнивать не будем. Во-первых, на вкус (или его отсутствие) и на цвет – товарищей нет, а во-вторых, важнее для изучения социального содержания как раз не различия, а сходства.
И вот здесь выясняются крайне любопытные вещи. Казалось бы, чего между этими фильмами может быть общего? В одном случае («марвеловском») – создается команда положительных супер-героев, собирающихся демонстрировать высокие моральные качества (с небольшими уступками в сторону едкого юмора и отдельных огрехов в воспитании и поведении). В другом – альтернативная команда создается из отрицательных персонажей, которые, по идее, должны демонстрировать исключительно негативные стороны своей злодейской сущности, попутно выполняя возложенную на них миссию по спасению мира. Но это лишь на первый взгляд. В реальности эти ипостаси оказываются настолько перемешаны, что непредвзятый зритель (если допустить существование такового) не особо сможет отличить две команды друг от друга. И там, и там герои заведомо не выходят за пределы допустимого – немного «плохиши», но в целом – вполне положительные персонажи, а что касается недостатков, то со времен «Хэнкока» (и это только в обозримом прошлом) это добавляет только остроты ощущений. Дэдпул подтверждает!
А еще одним общим свойством оказывается то, что не только анти-герои, но и вроде бы положительные герои находятся в ситуации, мягко говоря, общественного недоверия. А курирующие организации озабочены только одной проблемой – как бы поставить под контроль те самые качества, которые и выделяют героев из толпы, делают их непохожими на обычных людей. Правительство настолько устало от героев, которые спасают жизнь одного человека, подвергая попутно опасности существование еще нескольких сотен, что с удовольствием обошлось бы без лишнего героизма. Вот отсюда и берется общая для данных двух образчиков идея о необходимости взять героев под контроль: заставить подписать юридические обязательства, либо просто вколоть по какой-нибудь ампуле со взрывчаткой. Дешево и сердито.
Посыл, заложенный в фильмы, вполне четок и понятен. Не надо героизма. Цените свое обеспеченное (или, по крайней мере, стабильное) существование. Предоставьте действовать тем, кому по должности положено. И без самодеятельности, пожалуйста.
А когда появляется потребность в таком призыве? Правильно, когда предпосылки к тому типу поведения, который и клеймится как «негативный», уже имеются. Когда есть опасность, что ситуация выйдет из-под политического контроля. Причем возьмут дело в свои руки самые обычные граждане, насмотревшиеся на суперменов и человеков-пауков и попытавшиеся действовать если не так же (паутина не у всех вырабатывается, да и с рождением еще должно повести), но хотя бы самостоятельно, ни на кого не оглядываясь. Когда-то супергерои появились «на свет» как раз для того, чтобы подчеркнуть пропасть между обывателями и специалистами. Чтобы первые отчетливо понимали, что им соваться в опасные переделки просто бесполезно, а для этого есть особые персонажи, которым все по плечу. Такое ощущение, что с технологическим развитием пропасть между героями и толпой стала постепенно стираться. Издержки прогресса, ничего не поделаешь. Придется придумывать новую реальность – уже без героев.