Весна 2015 года в учреждениях высшего образования выдалась бурной. Одна приемная кампания уже благополучно завершилась, другая (столь же благополучно) еще не началась, а вот шум в неурочное время уже поднялся. Причиной шума стали сокращения во всех основных ВУЗах, причем не только Саратова, но и, насколько можно судить, большинства российских городов.
Впрочем, к сокращениям эта бюджетная сфера уже давно привыкла, поэтому интереснее здесь даже не сам факт, а, скорее, его обоснование. Причиной очередного уменьшения сотрудников стало изменение загадочной нумерологической константы, известной в эзотерических кругах экспертов под названием «число студентов в расчете на 1 преподавателя». Возникновение этого показателя покрыто мраком и не меньшим мракобесием попахивает его использование не в чьих-то индивидуальных выкладках, а во вполне официальном правительственном документе «Дорожная карта российского образования», принятом Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г.
Само название этого документа вызывает не меньше вопросов. В России ведь, как известно, дорог нет, а есть только направления. Поэтому любая «дорожная карта» превращается в бессмысленный указатель, который, может, и нацелен в правильную сторону, но от этого не легче, ибо, во-первых, не пройти, а во-вторых, не проехать. Дорожная карта в сфере образования – не исключение. Так вот, согласно этой пресловутой карте, соотношение числа студентов и преподавателей должно меняться в таком направлении: в 2013 году – 9,4 к 1, в 2014 году – 9,9 к одному, в 2015 году – 10, 5 к 1. И это еще не предел, ибо в 2017 году это соотношение должно увеличиться уже до 11 с половиной человек!
Вопрос, конечно, не только в самом порядке цифр (в Гарвадском университете, например, аналогичное соотношение составляет 7 к 1), а в абсолютно казуистической логике их расчета и использования в процессах реформирования высшего образования. Эта логика сподвигает к тому, чтобы начинать делить студентов на число преподавателей, определяя, достается ли каждому сотруднику ровно такое количество обучающихся (с точностью до одной десятой), какое положено по установленному нормативу. Ситуация, которая знакома многим читателям по одному произведению детской литературы.
Герой повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» двоечник Виктор Перестукин, помнится, не представлял, что ему делать с землекопами, которые, по условию задачи, должны были вырыть траншею. Он пытался их перемножить, затем поделить, а в итоге пришел к решению, согласно которому траншею должны были вырыть…полтора землекопа.
Чиновники от образования своими действиями этого героя очень напоминают. Когда заканчивается фантазия, что еще можно сделать с отечественным образованием, остается только одно решение – начать его, извините за эвфемизм, оптимизировать. Проще говоря, резать… И вот уже глава Сбербанка Герман Греф, «теневой министр» Ярослав Кузьминов и экс-министр все того же образования Андрей Фурсенко обменяются изысканными предложениями, напоминающими раскланивание палачей у подножия эшафота:
– Давайте, вместо сокращения преподавателей, сократим число ВУЗов!
– Ну что вы, давайте лучше сократим число бюджетных мест!!
– Да нет же, лучше попробуем сократить….м-м-м… ну хоть число лекций!!!
За эстетикой элегантного спора скрывается то обстоятельство, что речь идет не о дележе воображаемых землекопов из учебника, а о вполне реальных человеческих судьбах – как преподавателей, так и будущих студентов. Понятно, что людям свойственно заблуждаться или, по крайней мере, быть дальновидными лишь на расстоянии вытянутой (главное – что не протянутой!) руки, но иногда это свойство чиновничьего организма поражает.
Точно так же сокращали в 90-ые годы детские сады и школы, а потом, уже в середине 2000-х лихорадочно пытались справиться с «неожиданным» наплывом детей, разводя руками и делая недоуменное лицо. Мол, откуда они только взялись?! Как говорил Карл Маркс, еще не испорченный советским «диаматом», история повторяется два раза: первый раз в виде трагедии, второй раз – в виде фарса. Похоже, и в этот раз история не намерена отказываться от своих планов. Другое дело, что фарс в этот раз ожидается с оттенком очередной трагедии, которую придется расхлебывать буквально через несколько лет, когда поколение «материнского капитала», преодолев естественные препоны в виде ЕГЭ, ГТО и других буквенных обозначений, доберется до учебных заведений и обнаружит, что их там «не ждали». Вот тогда и придется экстренно находить недостающих преподавателей, потому что представители старшего возраста уже давно обменяли предынфарктное ожидание сокращений на спокойное прозябание в негостеприимных владениях Пенсионного фонда, а молодежь оказалась «накрыта» одной из волн оптимизации. Но это, как говорится, совсем другая история…
А по математическим выкладкам все будет правильно, потому что под условия задачи, не решенной Виктором Перестукиным, можно ведь подвести любую комбинацию землекопов. Главное – чтобы сошлось с заранее запланированным ответом! К сожалению, в реальной жизни за такие арифметические чудеса» в «Страну невыученных уроков» не ссылают, хотя, может быть, и стоило. Может, даже чему-нибудь и научились бы там, хотя эта теорема теоретически не доказуема, а на практике – не реализуема!
Тогда давайте зададимся парадоксальным (как и сама отечественная номенклатура) вопросом: Снятся ли чиновникам сны? Если снятся, то хочется верить, что чиновники в сфере образования просыпаются в холодном поту от ночного кошмара, в котором их преследует один-единственный университетский преподаватель, окруженный почтительным сонмом из одиннадцати целых студентов и одной половинки. Спокойной ночи, господа!