Право налево. Об одном следствии автомобильной реформы

Пока гром не грянет – мужик не перекрестится. Если понимать под громом не атмосферное явление, а приказ сверху, то в справедливость данной поговорки верится и сейчас. Не прошло и пары лет с тех пор, как председатель Правительства РФ Д.А. Медведев многозначительно заметил, что на дорогах развелось чересчур много водителей, как оперативный ответ на прозвучавший запрос был подготовлен и даже озвучен. Конечно, первые отзвуки грома донеслись до автомобилистов еще в прошлом году, когда автошколы стали обязательным этапом на пути к получению вожделенного водительского удостоверения. Но поскольку этот этап оказался благополучно прожит, то Министерство внутренних дел не остановилось на достигнутом и решило значительно реформировать и саму систему экзаменов, по итогам которых достаются вожделенные права.

Прежде всего, теоретическая часть, обычно не вызывавшая больших затруднений, претерпела значительное ужесточение, поскольку отныне каждый неправильный ответ будет приводить к необходимости ответа еще на 5 вопросов из того блока, который вызвал затруднение. Любопытно, что в этом году схожие перипетии пережили и тестовые задания ЕГЭ, из  которых вообще оказались убраны одновариантные задания. Интересно, что будет, если подобную систему действительно внедрить на ЕГЭ, и на сколько дополнительных вопросов из блока «Экономика» или «Право» предстоит отвечать школьникам? Впрочем, лучше об этом промолчать, пока никто из чиновников сам не догадался. Так или иначе, но налицо хождение плечом к плечу на пути то ли к светлому будущему, то ли к мрачному для автолюбителей и абитуриентов настоящему.

Но на этом реформистский подъем энтузиастов от МВД оказался не закончен, ибо изменению подверглась и «ездовая часть», куда добавились новые типы заданий «Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров», «Парковка задним ходом и выезд с парковочного места». Надо предполагать, что на этом фантазия авторов не ограничится, и в скором времени стоит ожидать новых (и не менее актуальных в современном городском пространстве) заданий, например, «Проезд по дороге, состоящей из одних ям», «Уступание дороги джипу, едущему по встречной полосе», «Парковка на непредусмотренном для этого месте и искусство ведение дискуссии с водителем эвакуатора». К счастью или к сожалению, но ситуация на дорогах Саратова демонстрирует гораздо больше водительских ситуаций, нежели их преподают даже в самой эрудированной и «подкованной» автошколе. Не каждый Google справится, не то что инструктор.

Также ужесточится система начисления штрафных баллов, поэтому автолюбителю надлежит стать внимательнее еще на той стадии, когда газ не включен, а машина даже не тронулась с места. Ибо не пристегнутый ремень лишит сразу трех баллов, а всего пять баллов означают, что пора свой путь восхождения к автомобильным правам начинать с самого начала. Еще, конечно, не Сизифов труд, но уже что-то похожее. По крайней мере, шансов пройти путь от начала до конца, и причем так, чтобы с первого раза, у законопослушного гражданина становится все меньше и меньше.

Как же быть в такой непростой ситуации? Можно было бы, конечно, вообще отказаться от собственных лошадей, загнанных под капот, и обменять их на временное использование порядком потрепанных кляч в общественном транспорте. Но, как говорится на всех пресс-конференциях с серьезным лицом, – «нефти мы добываем больше, поэтому бензин дорожает». В общем, муниципальному транспорту «не до жиру», поэтому о снижении цен (впрочем, когда такое было!) речи не идет, а идет разговор на повышенных тонах по поводу очередного подъема цен на проезд. Больше чем на 25% процентов цены поднимать закон не велит, меньше чем на 20% – жадность не позволяет. Так что уже с 15 ноября саратовцев ожидает повышение проезда в автобусах, троллейбусах и трамваях – на 2 рубля, а «маршрутки» увеличат свою выручку еще на один рубль с каждого пассажира. Вот так и получается, что – так или иначе – но за бензин платить все равно придется, поэтому, почему бы и не за свой…

Казалось бы, остается только один вариант – следовать тому пути, который и намечен в законодательных актах. Но, как гласит народная мудрость, в России строгость законов возмещается необязательностью их исполнения. Иначе говоря, зачем исполнять то, что можно обойти. Пусть не по прямой дороге закона, а по торной тропке всевозможных хитростей и уловок. Все по закону спроса и предложения: как только вырастет потребность, и предложение сразу появится (ибо никуда не исчезало), только стоит удовлетворение этой потребности будет в несколько раз больше, чем в счастливые (для незадачливых автомобилистов) годы. Так что желающие свои права на вождение получат, потратив на это чуть больше средств. А самым честным (или невезучим) придется последовательно раскрывать тайны управления автомобилем, периодически, как и их греческий прообраз, начиная свой путь с самого подножия горы.

В одном старом анекдоте девочка прибегала к  папе и спрашивала его: «Папа, подняли цену на водку, это означает, что ты теперь будешь меньше пить?» А он ей отвечал: «Нет, дочка, это означает, что теперь вы с мамой будете меньше есть». Вот так же и в жизни. Означает ли ужесточение правил, что меньше людей захотят влиться в ряды автолюбителей? Нет, конечно. Просто их близкие чаще будут тайком проклинать тот день, когда большая часть семейного бюджета стала уходить на пропитание и обеспечение металлического зверя. А с учетом последних законодательных правок и врожденной хитрости российских граждан – и не самым правильным путем…

Впрочем, из этого не следует, что делать ничего не нужно. Нужно, и чем быстрее, тем лучше. По крайней мере, есть шанс, что снизится смертность на российских дорогах, которая, в отличие от уровня доходов, упорно стремится вверх. Дело за малым: поставить для всех автолюбителей знак «Поворот налево запрещен». А ну да – и еще проконтролировать исполнение!