Проект «Свобода слова»: Миша Малахит о рок-скандале вокруг каверов

0
2093

Это началось очень давно… Светлые силы музыкантов, играющих собственную музыку, вышли против несметных полчищ кавер- и трибьют-бендов, которые только и способны, что принимать обличье творческих музыкантов. Но что-то в их внешности все равно выдает нечистый дух коммерции. Воинов Света вел Вадим «Обезьян» Туватин – лидер групп «Кок Оду» и «Фермер Джон», воинов Тьмы – Александр «Sad» Попов – фронтмен «Шнурков», «Tanz Deutch», опасный ренегат, поскольку когда-то и даже порой сейчас поет песни собственного сочинения.

Не правда ли, начало как из какого-то дешевого фантастического фильма? Кто вообще все эти люди и из-за чего весь сыр-бор? А сыр-бор весь из-за того, что в Саратове сейчас наблюдается, что уж говорить, действительно засилье кавер-бендов, переигрывающих песни других групп. Публике нравится, публика ходит, публика довольна. Логично, что в какой-то момент должен был раздаться глас вопиющего в пустыне и им оказался Вадим. И понеслось… Несколько речей на концертах, интервью, наконец, недавно на одном сайте появился достаточно объемный опрос, в котором представители рок-тусовки отвечали на вопрос: каверы – это все-таки зло или нет? В общем, о проблеме, если это действительно проблема, заговорили.

Хотите – смейтесь, хотите – нет, но, в принципе, я согласен с Вадимом. Каверы – это действительно зло, по большому счету. Но зло не само по себе, а, скорее отражение общей плачевной ситуации в музыке. Если посмотреть глобально, то в последние годы изменений в ней мало, великие песни не появляются, люди часто предпочитают послушать хорошо проверенную классику. И я сейчас отнюдь не о Саратове говорю.

Блистает и справедливо, замечу, блистает, телепроект «Голос». А что там поют участники? Правильно, каверы. Но если в этом случае все можно списать на то, что благодаря каверам легко проверить голос, то что, например, «оправдает» саратовские бенды? Боюсь, что только желание поиграть любимых музыкантов (а почему бы и нет?) и желание немного заработать при этом (опять же: почему бы и нет?). А зарабатывают хорошо на том, что берут. И здесь мы сталкиваемся, соответственно, с желаниями публики: ведь ей приятней слушать что-то знакомое, чем неизвестные ей ранее песни саратовских групп, которые, к слову, могут оказать на порядок ниже в композиторском мастерстве. Спрос рождает предложение: и вот уже в клубах постоянно начинают выступать кавер-бенды, которые, якобы, перекрывают кислород оригинальным музыкантам. Я не соглашусь и с этим. И не потому что оригинальных музыкантов в Саратове нет. Есть, но не больше и не меньше, чем в других таких же крупных городах. Просто в Саратове столько клубов, что грех жаловаться. По словам одного моего знакомого-организатора, в Пензе и Тольятти ситуация в клубной жизни куда плачевней. Он же мне сказал, что в Москве, например, эта мода на кавер-бенды уже сошла. Ну а Саратове, как провинциальном городе в т.ч. и в музыке – будем называть вещи своими именами – это только случится. Так может, не будем так волноваться и просто подождем, когда волна схлынет, а местные музыканты заиграют что-то великое и достойное каверов на них?