Каждое утро обычный саратовец Андрей Иванович едет на работу на своем автомобиле. Раз в неделю он выезжает на пару минут пораньше, чтобы успеть заправиться на АЗС неподалеку.
Часто даже ранний подъем не помогает – Андрей Иванович попадает в пробку на улице Шехурдина и опаздывает на работу. В пробке он обычно слушает новости по радио, каждый день там говорят о падении цены на нефть. Андрей Иванович искренне не понимает, ведь цены на заправках увеличиваются, хотя бензин производят из нефти, он в этом уверен. Получается, что его обманывают, и нефть не падает, а растет. Иначе – как?
Цена на бензин во всех регионах РФ в наступившем году вырастет на 10%, об этом вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявлял еще в ноябре. Рост стоимости топлива всегда будет одной из самой обсуждаемых тем у автовладельцев. Но при резком падении цены на нефть, бензин станет только дороже – звучит не очень логично.
Для прояснения ситуации необходимо понять, что в одном литре бензина доля затрат на сырье составляет примерно 6%. Около 20% уходит на переработку и транспортные расходы, еще 20% составляет прибыль компании. Больше половины стоимости относятся к акцизам, НДС, иным налогам, самый главный из которых – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ это 20% от стоимости литра бензина). Законопроект о так называемом «налоговом маневре», принятый госдумой в ноябре, планирует увеличение НДПИ в 1,7 раза за три года. Нетрудно догадаться, что при таких условиях цена на бензин не уменьшиться даже при падении нефти в 1$ за баррель. Также на рынок бензина окажет влияние запрет на обращение на территории РФ бензина ниже Евро-4. По данным газеты «Коммерсант», в 2015 году маневр дохода бюджету не принесет, но уже в 2016 году он составит 247 млрд рублей, а в 2017 году — еще 250 млрд.
Совсем по-другому дело обстоит в странах, где налоговое законодательство не так крепко взялось за нефтепромышленную отрасль. К примеру, в США доля сырья в стоимости конечного продукта составляет примерно 70%, а на налоги уходит чуть больше 10%. С учетом ситуации на нефтяном рынке, бензин в штатах дешевеет, а статистика продажи автомобилей растет, сообщает gazeta.ru.
Увеличение НДПИ вызвано снижением экспортной пошлины на нефть с нынешних 59% до 30% к 2017 году. Главная цель маневра – интеграция с Белоруссией и Казахстаном, нашими коллегами по Евразийскому экономическому союзу. В 2018 году экспортные пошлины у трех стран должны быть одинаковые, а в России они намного выше. Стоит отметить, что компания «Роснефть» и ряд представителей отрасли призвали правительство отказаться от реформы.
После декабрьского выступления Владимира Путина, недовольного необоснованными ростами цен на бензин, стоимость топлива немного откатилась назад. ФАС пригрозил внимательно следить за ценами на АЗС. Остается надеяться, что работа антимонопольной службы пресечет желание владельцев заправок нажиться на неизбежно вырастущих в ближайшем будущем ценниках.
Мы можем только догадываться, какие цены на топливо ожидают саратовцев в ближайшее время. На местном уровне — в саратовской НПЗ, прокомментировать ситуацию нам не смогли, посоветовав обратиться в «Роснефть». Закрутим потуже крышки бензобаков, господа. Ничего нового.
Александр Миронов