Последний месяц выдался щедрым на тщательно демонстрируемую руководителями Саратова заботу о горожанах. Симптомами этого, обычно прогрессирующего в предвыборную пору, заболевания стали многочисленные проекты по реабилитации областного центра в глазах его обитателей и туристов. Пока космические корабли бороздят просторы Вселенной, а обычные саратовцы ищут овощи подешевле, создается план глобального переустройства Саратова. Еще не Нью-Васюки, но что-то географически и ментально близкое.
Планы наполеоновские – по размаху, естественно, а не по размеру…
Во-первых, в очередной раз реконструировать набережную, отказавшись от экстенсивного пути в пользу интенсивного. Иначе говоря, не удлинять асфальтово-гранитное обрамление береговой линии, а попытаться эффективно использовать то, что есть. Разбить набережную на различные кластеры – чтобы и для детей, и для торжественных мероприятий, и чтобы экстремалам местного разлива было где коленки порасшибать…
Во-вторых, обновить центральную пешеходную зону – проспект Кирова – снабдив его новой иллюминацией и сквозными переходами на соседние улочки. Хорошо бы еще, попутно, постараться эти уже немногочисленные уголки старого Саратова сохранить в относительно первозданном (или первосозданном?) виде.
В-третьих (и это уж совсем монументально), построить новый детский парк на землях бывшего НИИ «Юго-Восток». Такой вот приволжский Дисней-ленд, чтобы, как говорится, и детскому взгляду, и хозяйскому кошельку… Правда, возникает вопрос, куда деваться уже существующим паркам? Не пойдет ли Городской парк на застройку, на что недвусмысленно намекают придвинувшиеся вплотную к нему новые элитные дома? Не станет ли Детский парк на Астраханской местом для дальнейшей реализации миссионерских устремлений РПЦ?
Кроме того, как вопрошал Иван Васильевич Бунша из гайдаевской комедии: «А кто оплачивает банкет?». Может быть, стоит уже начать махать кулаками и брызгать слюной – мол, по какому праву тратятся средства из итак дефицитного бюджета? Нет, не стоит. Ибо решение возникающих денежных проблем взял на себя самый известный уроженец Саратова, по крайней мере, в политическом истеблишменте. Вячеслав Викторович в очередной раз оправдывает почетное звание лучшего отечественного лоббиста, за что Саратову остается только быть благодарным. Что же делать другим городам? Как говаривал в известном анекдоте верховный генералиссимус Иосиф Виссарионович: «Что делать? Что делать? Завидовать будем…».
Но если глянцевая обложка происходящих изменений понятна, то их обратная сторона неочевидна. Туристам ведь обычно достаточно культурного центра, углубляться в не самые прекрасные городские катакомбы они будут вряд ли, а вот саратовцам в этих катакомбах жить (хотелось бы, долго и счастливо). Поэтому, наряду с законной гордостью за масштаб планируемых изменений, остается и чувство озабоченности текущими проблемами. Для того, чтобы попасть в парк, до него нужно, хотя бы, доехать, а поездка на общественном транспорте из одного конца города в другой способна затмить по своей медлительности не одну буддийскую медитацию.
Английский философ Томас Гоббс сравнил государство с выдуманным животным – Левиафаном (да-да, Звягинцев тоже в курсе этой истории), подчеркивая, что любое сообщество схоже с живым организмом. То же самое можно сказать про город. У него есть свое сердце – центр культурной и политической жизни, а есть кровеносные артерии – транспортные магистрали. Их задача – связывать сердце с остальным организмом, иначе – тромбы, ампутация и прочие неприятные вещи из словаря кровожадных хирургов.
Так уж исторически сложилось, что Саратову с транспортными развязками не очень повезло. Районы строились, раскиданные данные поселки постепенно становились остановками вдоль трамвайных путей, и все было замечательно, пока по городу в легендарные советские времена по городу каталось несколько тысяч автомобилей.
В последние годы железные кони успели порядком потоптаться по нервам своих еще живых наездников. Пока население города неуклонно сокращалось, количество автомобилей столь же неуклонно росло, а вот дороги шире не становились. Транспортный коллапс должен был наступить, и он наступил. Об этом всем желающим могут рассказать обитатели Ленинского района, которые каждое утро и каждый вечер впадают в медитативный транс передвигающегося в час по чайной ложке транспорта. Могут, но не расскажут, чтобы не попасть под действие закона, запрещающего выражения экспрессивных выражений. А другие выражения сознание, опустошенное за многочасовую дорогу в обе стороны, выдавать отказывается…
Пресловутая транспортная развязка в районе «Стрелки» за эти годы стала притчей во языцех. Приходили и уходили министры по транспорту, а пробка стояла так, что начинала постепенно превращаться в одну из саратовских традиций. Впрочем, традиция оказалась не вечной. 2014 год закончился тем, что заправочная станция, которая преграждала путь прогрессивным устремлениям саратовских транспортников, наконец-то соизволила приостановить свою деятельность. Если верить оптимистичным прогнозам, то уже весной этого года может начаться реконструкция, которая, наконец, позволит оптимизировать транспортные потоки и создать современную развязку.
Того и гляди, придется саратовцам в очередной раз переживать ломку в результате отвыкания от привычной процедуры «стояния на реке Угре». Если уж «Лукойл» впервые за 15 лет и несколько судов смог прислушаться к общественному зову, значит, действительно, развязка близка. Во всех смыслах.