Саратовцы увидели авангард и агитационный фарфор

0
1655

Радищевский музей представил саратовской публике полную коллекцию русского авангарда, хранящуюся в фонде музея. Некоторые из представленных произведений, а их в экспозиции участвует более 200, уже принимали участие в российских и зарубежных выставках авангардного искусства.

Однако в полном объеме коллекция выставляется впервые, несмотря на то, что первые поступления в Радищевский музей датируются 1920 годом. Зрители могут увидеть на выставке произведения авангардной живописи, оригинальную и печатную графику, скульптуру, книги, изделия из фарфора. Представленные экспонаты дают представление о развитии русской художественной культуры 1910-1920 годов.

Наиболее значительную часть работ составляют произведения художников группы «Бубновый валет». Представители этого объединения стремились усилить декоративное начало в живописи с помощью насыщенного цвета и выразительной формы.

На выставке представлены работы таких выдающихся мастеров этого направления, как Илья Машков, Петр Кончаловский, Наталья Гончарова, Роберт Фальк, Александр Куприн, Александр Лентулов, Давид Бурлюк.

В экспозиции представлены работы известных саратовских авангардистов. Это работы Валентина Юстицкого, Давида Загоскина, Музы Егоровой-Троицкой, Алексея Арапова, Евгения Егорова и других.

Особого внимания заслуживает выставленная коллекция фарфора, которая представлена образцами «агитационного фарфора», украшенного лозунгами и революционной символикой. Стиль агитационного фарфора основан на сочетании символических изображений и эмблем с поясняющими их надписями.

«Выставка русского авангарда очень долго была под запретом. Мы не могли увидеть этих работ. Они хранились в хранилище музея. Сейчас, открывая эпоху авангарда, то есть десятые, двадцатые годы, мы начинаем понимать, что современное искусство выросло из того времени, потому что именно то время дало новые формы, новое понимание жизни.

Оно обогатило и живописной манерой, и духовным началом. Это не просто работы, где изображены дом или дерево. В них раскрывается посыл внутреннего богатства, силы, уверенности. Это то, к чему в принципе должен стремиться художник, потому что он должен раскрыть духовность того, что он изображает. Дерево – это не просто дерево, это дух человека, который передает нам это дерево», – прокомментировала выставку директор Радищевского музея Тамара Градскова.

Выставка «Русский авангард: столицы и провинция» будет работать до 1 февраля следующего года. Все желающие могут увидеть экспозицию в часы работы музея.

Фото Наталья Пронина