Блогер Вера Афанасьева: Учителя, вы — соль земли!

0
1256

Всем известно, каким должен быть учитель. Он должен быть очень умным — ведь для того, чтобы учить других требуется больше ума, чем для того, чтобы научиться самому.

И не должен тратить свой ум на постоянную бессмыслицу — на писание бесчисленных и никому не нужных бумаг; на то, чтобы угодить начальству; на всякие глупые дела-делишки и разнообразные профанации.

Учитель должен быть добрым и спокойным. И не должен постоянно нервничать из-за того, что не успевает выполнить кучу не имеющих к образованию обязанностей. Не должен обижаться на мир, потому что к нему несправедлива администрация; не ценит партия и правительство; не уважают в обществе.

Он должен уметь облекать великие истины в самые простые слова, делать сложное прозрачным. И не должен при этом следовать наводящим тень на плетень указаниям невежд-чиновников, как и что ему следует делать.

Учитель должен быть смелым. И не должен бояться постоянных проверок; нелепых придирок; надзирающих органов; грядущих аттестаций; бездарных коллег; родителей, возомнивших что образование и впрямь услуга, и распущенных учеников.

Он должен быть свободным и воспитывать свободную личность — всего лишь показывать направление, не говоря, что именно следует там увидеть. И не должен навязывать идеологические лозунги, религиозные догматы, партийные штампы и выгодные власти мнения.

Учитель должен быть честным. И не должен вводить в заблуждение учеников, утверждая, в стране процветающих двоечников хорошая учеба есть основание личного успеха. Или преподавать вместо истории побасенки. Он должен быть творческим человеком. А не работать по принципу «не для ума, не для души — лишь делай вид и план пиши».

Школа должна дарить учителю радость. И он не должен мечтать поскорее вырваться из неё, добраться до дома и там поплотнее, но в пределах выделенной суммы, поесть, а может — и выпить рюмочку-другую, чтобы завить тоску веревочкой. Он должен иметь свободное время, чтобы всю жизнь учиться и нормально отдыхать. И не должен жить в непрерывном цейтноте и непреходящей усталости, желая только одного — доползти наконец до постели.

Учитель должен быть сильным. И не должен все время падать-отжиматься, подтягиваться, карабкаться, цепляться и ходить на полусогнутых. Он должен быть самым интересным предметом изучения своих учеников, задавать образец, стать эталоном. И не должен быть унылым, никому не нужным, незначительным, замотанным нищим клерком, с которым можно не церемониться.

А ученики? Они вправе иметь таких учителей, как должно. И сегодня, в этот прекрасный день я желаю всем учителям быть именно такими, как должно, — несмотря и вопреки. И столько нравственной энергии, чтобы преодолеть существующее нынче интеллектуальное и этическое болото. И ещё смелости и свободы. И достоинства.

Безо всего этого учитель не учитель. А ведь если учитель перестаёт быть настоящим учителем, солью земли, — то это главный признак разрушения нации.