Ударить туризмом по бездорожью и разгильдяйству!

0
1963

Начало этой недели, в условиях летнего новостного дефицита, прошло под знаком той отрасли, которая обычно ассоциируется не с производством, а потреблением – туризма. Хотя потребление – это для отдельного гражданина, а для государства прибыль – и немалая! Точнее, хотелось бы, чтобы была немалая, но не всегда получается… А вот как сделать, чтобы получалось, – этой проблемой и озаботился Государственный совет по туризму, проведший свое заседание уже в понедельник. А поддержал эти начинания, внеся немалую долю разумной критики, сам Президент.

Вообще-то говоря, при сложившихся финансовых условиях России гораздо более выгоден туризм внешний, ибо при падающем рубле, словно при ослабевшей силе гравитации, иностранцы с большей охотой готовы отрываться от насиженных мест ради «экстремального туризма». Правда, они-то привыкли к точно замеренному «экстриму», который начинается по команде инструктора, а Россия демонстрирует, можно сказать, широкий подход к данному виду туристических услуг, когда «экстрим» может неожиданно начаться сразу по сходу с трапа, а может еще и на борту самолета…

Тот же самый рубль, по-летнему лениво сползающий вслед за отступающей нефтью, благотворно влияет и на внутренний туризм. Впрочем, не потому, что импортозамещение привело к появлению новых курортных зон и местных достопримечательностей, а просто потому, что путешествовать за рубеж для среднего (или усредненного?) класса становится слишком накладно, а низший класс как на такие вояжи не посягал, так и сейчас не собирается изменять своим экономным привычкам.

Поэтому количество выезжающих за границу на отдых неуклонно сокращается, а количество отпускников сокращаться не спешит. По закону сохранения энергии остается предположить, что эти самые отпускники ищут возможность провести заветные денечки отдыха на территории бескрайней Родины. Впрочем, бескрайней она оказывается только в песнях группы «Любэ» и в ответах двоечников на уроках географии. Во всех остальных случаях (а в ситуации с туризмом особенно) набор достойных мест для летнего отдыха оказывается крайне ограниченным – Крым и Краснодарский край. Остальные места рассматриваются в качестве приемлемых только совсем от безнадеги и то, как правило, самими обитателями этих мест.
Ну куда, например, можно съездить в Саратовской области? Оставим вне списка дачи, до которых пока добираются неотмененные электрички, а также городские достопримечательности, окруженные в летние месяцы сияющим нимбом от плавящегося асфальта… Как выясняется, области есть что предъявить и своим собственным обитателям и любопытствующим путешественникам из соседних (и не очень) областей.

Прежде всего, утес Степана Разина. Тут тебе и история, и неповторимый природный ландшафт, да и романтики (если не брать в расчет скорпионов) хватает… Хочется поновее? Пожалуйста, место приземления Юрия Гагарина. Обелиск в поле стоит до сих пор, больше, правда, вокруг ничего особого не намечается. Поближе к природе? Тут вам и лимонарий, и страусиная ферма – все по климату, постепенно приближающемуся от степного к полупустынному. Хочется здоровье поправить? Есть в Саратовской области Столыпинские минеральные воды (они же – бывший курорт имени В.И. Чапаева, чем не курьезная иллюстрация эпохи всеобщих переименований).

Но видны ли не кончающиеся на горизонте вереницы саратовцев и «гостей города», готовых тратить драгоценные дни своего отпуска на паломничества к упомянутым достопримечательностям? Желающие, конечно, есть, но ажиотажа никакого не наблюдается.

А причиной этому является загадочно звучащее понятие «инфраструктура» (о чем, кстати, и Президент не преминул упомянуть). Кроются, правда, за этим словом вполне очевидные вещи – удобство и комфорт путешествующих и останавливающихся на постой. А вот с этого заканчиваются сказочные истории и начинаются бытовые проблемы.
Дороги – они, как говорится, и в Африке дороги. Причем некоторые отдельные уголки Заводского или Ленинского района способны дать фору даже ралли «Париж – Дакар», не то что обычным гоночным трассам для экстремалов. Что уж говорить про банальную областную «грунтовку», по которой только танковый биатлон проводить. На саратовских форумах можно раскопать целую кучу историй про полную приключений дорогу к утесу Степана Разина, когда и сам утес уже не в радость, да и Степана Разина тянет помянуть словом с отметкой «18+». Мол, зачем в такую даль заперся со своими сокровищами?
Но, даже добравшись до вожделенного места, сталкиваешься с бытовой неустроенностью и разрухой. Про сервис и сказать нечего, даже само это слово смотрится чем-то чужеродным в обычной саратовской глубинке.

Конечно, любителям «дикого» отдыха – раздолье. Но на то они и любители, чтобы «ловить кайф» от того, что отдых есть в принципе. А вот профессионалы уже повзыскательнее. Им и дорогу получше хочется, и мотель удобнее, и меню поразнообразнее. Желания вполне естественные, но почему-то трудно исполнимые… Так и простаивает отечественный туризм в качестве вечной «кладовки», в которой и надо бы, наконец, разобрать, но руки все никак не доходят. А пока руки не доходят – ни дорога сама по себе не расчистится, ни пресловутая инфраструктура не построится. Ничего не сдвинется с мертвой точки. В туризме ведь все, как в обычном бизнес-проекте – если хочешь какой-то финансовой отдачи, то сначала нужно вложить средства. Сами по себе деньги с потолка не посыплются и на Поле Чудес не вырастут…

Кто-то из философов-просветителей сформулировал доктрину развития человечества, по которой оно (человечество) обязательно проходит три стадии: дикость, варварство и цивилизацию. Не знаю, как насчет остальных сфер жизни, но туризм в России пока безнадежно застрял на первой стадии. Остается только верить, что всего через одну стадию – цивилизация!