Утечка мозгов. Сценарий 2.0.

0
4228

На прошлой неделе министром образования Саратовской области Мариной Епифановой была озвучена одна цифра, на которую, среди гущи прочих новостей, никто особого внимания не обратил.  А зря, между прочим! Цифра эта – 670, и обозначает она количество выпускников саратовских школы (имеется в виду, по области), которые в минувшем году поступили в ВУЗы Москвы и Санкт-Петербурга.

В этом можно (и по праву!) увидеть предмет для гордости – как для самих учеников (что школьные годы прошли не впустую), так и для учителей, таких замечательных учеников подготовивших.

Не факт, конечно, что все эти юноши и девушки отучатся весь образовательный цикл в столичных университетах и что не придется им экстренно пользоваться имеющимися баллами для перепоступления в родные саратовские «alma mater». И еще не факт, что, даже отучившись, они останутся вдалеке от своих семей, а не вернутся даже не к саратовской тетке, а к своим родителям и работодателям. Но часть учеников (причем, получается, самых лучших) в своей родной области уже не останутся. И это большая проблема. Причем, не для школьников, а для области!

Саратов всегда считался университетским городом, и, к счастью, продолжает таковым оставаться. Это означает, что каждое лето несколько тысяч молодых людей пробуют свои силы в поступлении, и значительная часть из них становятся саратовскими студентами. Это и есть тот самый человеческий капитал, без которого в современном мире ничего не сделаешь. Быстрые, амбициозные, креативные, не привыкшие проигрывать (хотя многим придется еще научиться). Это поколение, которого сейчас очень не хватает – в условиях ускорения всех процессов, когда представители поколений предшествующих уже не успевают с нужной скоростью осваивать все технологии, приноравливаться к постоянно изменяющимся контекстам деятельности. Не просто реагировать, но и управлять происходящими процессами!

Но получается так, что будущие саратовские менеджеры и администраторы даже не смогут попробовать свои так и не полученные вакансии, причем по очень простой причине – потому что они займут аналогичные рабочие места в той же самой Москве. Почему так происходит? С одной стороны, не стоит забывать старинную русскую поговорку, согласно которой «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». Поэтому самым простым вариантом было бы свалить все на самих школьников, которые обладают завышенными амбициями, поэтому, дескать, и город им мал, и

область не так велика, да и вообще делать здесь нечего. Но это будет просто самообман, попытка свалить вину на кого угодно, кроме самих себя.

Закономерно, что как раз дети (а также их родители) ни в чем не виноваты. Они ищут себе лучшей судьбы – и это нормально. А вот то, что им подобную судьбу область предложить не может – вот в этом и кроется настоящий корень проблемы. Ведь что нужно выпускнику школы (даже если предположить, что его действиями во многом руководят родители): достойное образование, которое позволит впоследствии получить высокооплачиваемую работу. Разумеется, никто не гарантирует, что такую работу получат все, но самое главное – понимание того, что РЕАЛЬНО лучшие ее ДЕЙСТВИТЕЛЬНО получат. Тогда и вступает в действие механизм конкуренции, благотворное действие которого на прогресс еще никто не отменял. Что же для этого нужно? А нужны для этого всего две вещи, можно даже сказать – «мостики».

Один такой мостик должен быть переброшен из школы в высшее учебное заведение. Иначе говоря, ребенок со средних классов школы должен быть настроен на то, что его школьные занятия (по физике, биологии, истории или какому-либо другому предмету) не проходят впустую, поскольку имеют вполне реальный шанс продолжиться уже в стенах саратовского ВУЗа. И первые шаги в этом направлении уже делаются – не зря ведь СГУ строит предуниверсарий, чтобы с участием университетских преподавателей готовить детей к поступлению и активной научной деятельности. Это правильное начинание, но оно, к сожалению, останется лишь прекрасной фантазией, если не будет перекинут второй мостик – между системой образования и работодателями.

Не стоит недооценивать современных школьников. Многие вопросы они просчитывают даже наперед своих родителей. В частности, они прекрасно понимают, что какими бы прекрасными не были университетские годы, но рано или поздно придет пора выходить во взрослую жизнь. И если эти самые прекрасные годы к такой жизни не подготовили, то грош им цена. Поэтому продумывать надо систему, в которой оба мостика будут перекинуты – и школьник, целенаправленно занимаясь на уроках, будет понимать, что от его успехов зависит его поступление в университет, а выбор университета будет определяться тем, что будут заключены все соответствующие договоры о дальнейшем трудоустройстве.

Причем, что очень важно, вся система должна быть максимально прозрачной и построенной на конкурсной основе. Выпускник школы должен понимать, что высокие баллы по ЕГЭ необходимы ему для поступления на тот факультет, на котором он продолжит заниматься углублением уже имеющихся у него знаний. А выпускник высшего учебного заведения, в свою очередь, должен быть готов, что защиты его выпускной работы и государственный экзамен – это не формальность, где знающие его профессора поставят оценку не за имеющиеся навыки, а «по совокупности» потраченных за четыре года усилий.

 Это конкурс, на котором присутствующие представители работодателей смогут отобрать тех специалистов, которые будут достойны занять имеющиеся рабочие места. Других вариантов нет. Иначе – неизбежная «утечка мозгов», пусть даже не из страны, а из области. Впрочем, региону от осознания такой разницы легче не станет!