«Лиза Алерт» — отряд волонтеров-поисковиков, провел эксперимент на злободневную тему: послушают ли дети наставления родителей или уйдут с игровой площадки с незнакомым человеком.
Конечно же, при участии родителей, социальные опыты поставили на детях от 3 до 12 лет. «Жертвами» стали 17 маленьких саратовцев. И 15 из них покинули игровую зону с чужими взрослыми, при этом только дети от 2 до 6 лет проявили твердость и остались на месте.
Участники отряда «Лиза Алерт» рассказывают, что эксперимент шел в местах, где была масса народу: но когда они уводили детей, ни один из посторонних взрослых людей, заметивших это, не вмешался и не задал вопросов.
Организаторы опрашивали детей. На вопрос «почему ты ушел» все отвечали по-разному. Например: «Тетя сказала идти за ней», «А я догадался, что это был эксперимент!», «Я думал, меня там ждет мама».
Активисты отмечают, что еще большие опасения вселяет знание того, что этим детям не раз говорили не общаться и тем более никуда не уходить с незнакомыми людьми. Однако это не принесло плодов.
Добровольцы уверены — недостаточно сказать, надо объяснить, кто такой «чужак». Другие мамы на площадке, соседи по подъезду и продавцы в магазинах — чужаки. Однако дети не могут никогда с ними не разговаривать. Получается, ребенок постоянно нарушает правило «не контактировать с незнакомцами». Детская психика не способна на такое сложное и критичное мышление. Приходиться делать выбор. И однажды этот выбор ребенок может сделать неправильно.
Кроме того, советуют как следует «натаскать» детей на предмет похитителя: предлагать им ситуации и обсуждать возможное поведение. Это может им не пригодиться, а может помочь избежать ужасной опасности.
Зачастую дети не убегают от похитителей, потому что бояться быть неуслышанными или попросту стыдно.
— Инструкция «кричи, если ты в опасности», обычно остается для ребенка пустым звуком. У него возникает миллион вопросов: что кричать, как громко, а если никто не услышит, а если услышит, но не поможет. Одно из возможных решений — отработка звонких криков «Помогите», «Я его не знаю», «Отойди» в лесистых и парковых зонах. Цель такой тренировки – убрать феномен детской застенчивости, — советуют волонтеры.
Для того, чтобы снизить риски «кражи» вашего ребенка, волонтеры предлагают избегать инициалов на одежде, так как легче «покупаются» на зов по имени; научить ребенка обращаться к сотрудникам, если он потерялся в ТЦ и ни в коем случае не выходить на парковку; научить сигналам о помощи, если вдруг похититель запретил подавать звуков; не отпускать малышка одного в туалет — довести его до кабинки и подождать.