Отечественный ТЭК: технологии и импортозамещение. Мнение эксперта ПИУ РАНХиГС

Российский топливно-энергетический комплекс (ТЭК) успешно справляется с импортозамещением технологических элементов и оборудования, необходимых для бесперебойной работы всех направлений. Российские специалисты создадут около 50 новых видов оборудования и комплектующих для энергонакопителей в рамках федерального проекта по развитию систем накопления энергии, часть из них нацелена на новые виды аккумуляторов, которые сменят традиционные литий-ионные батареи. Об этом заявил директор департамента машиностроения для ТЭК Минпромторга России Михаил Кузнецов на пресс-конференции, посвященной стратегическим задачам российского топливно-энергетического комплекса.

«В рамках этого федерального проекта мы создадим около 50 новых видов оборудования и комплектующих, которые должны нам позволить как минимум обеспечить технологический суверенитет по направлению литий-ионных батарей, но и также технологическое лидерство или задел на то самое технологическое лидерство в направлении постлитиевых технологий», — сказал он. Кузнецов напомнил, что проект реализуется в рамках национального проекта технологического лидерства «Новые энергетические и атомные технологии», утвержденного в конце 2024 года.

О важности развития новых энергетических технологий, в частности систем накопления энергии рассказал эксперт Поволжского института управления им. П.А. Столыпина РАНХиГС доктор экономических наук, профессор Андрей Латков: «Накопление вырабатываемой энергии в настоящее время является новым общемировым трендом развития энергетики. Традиционно все энергосистемы характеризовались одновременностью процессов производства и потребления электроэнергии. Однако, сейчас происходят технологические сдвиги, связанные с распространением систем накопления электрической энергии, разделяющих во времени производство и потребление электроэнергии. Решение задачи накопления энергии, без преувеличения, будет являться прорывным, изменяющим всю энергетическую архитектуру человеческой цивилизации. В обозримом будущем бесспорным мировым технологическим лидером будет являться тот, кто решит эту задачу наиболее оптимальным способом.

В последние несколько лет в мире осуществляется несколько основных пилотных проектов по развитию систем накопления энергии. Среди них можно отметить технологии криогенного и электротермального хранения энергии (Великобритания и Германия), гидроаккумулирования и пневмоаккумулирования (Чили и Австралия), солевого расплава (ОАЭ) и ряда других. Однако, большая часть пилотных проектов замыкается на литий-ионные батареи (США, Канада, Франция, Ирландия, Австралия, Мексика).      

Драйвером развития систем накопления энергии в России в настоящее время остается транспорт (в первую очередь, общественный). В то же время, для нашей страны с ее многочисленными труднодоступными территориями развитие систем накопления энергии приобретает особо важное значение. Целый ряд крупных корпоративных структур активно работают в данном направлении. В качестве примеров можно привести ПАО «РусГидро» (на Командорских островах), ГК «Хевел» (в Республике Тыва), ПАО «Россети» (в Белгородской области), Консорциум «РОСНАНО-РУСЭНЕРГОСБЫТ» (в Челябинской области). Опыт реализации проектов российских компаний свидетельствует о возможности роста экологической и энергетической эффективности, что выражается в резком сокращении выбросов углекислого газа в атмосферу и существенном сокращении расхода дизельного топлива.

Таким образом, развитие систем накопления энергии открывает широкие перспективы укрепления энергетической безопасности обширных территорий и важнейших промышленных объектов».    Подробнее на сайте РАНХиГС https://piu.ranepa.ru/news/otechestvennyy-tek-tekhnologii-i-importozameshchenie/?back=/news/